О главном в допобразовании
Размер шрифта
Цветовая схема
Интервал между буквами
Шрифт
Изображения
Личный кабинет абитуриента

27
октября
2022 год
О главном в допобразовании

Образование

Конкурс «Педагогический потенциал Югры» по направлению «Лучшие практики дополнительного образования» стартовал в Региональном модельном центре дополнительного образования детей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на базе Сургутского госуниверситета. Более 60 педагогических проектов заявлено на конкурс. В финал, который пройдет в онлайн-режиме 8 ноября, допущено 25 работ из 11 муниципальных образований Югры.

В составе экспертной комиссии по отбору конкурсных работ под председательством кандидата педагогических наук, начальника управления реализации и развития образовательных программ учебного центра «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» (г. Екатеринбург) Марины Шалуновой – старший методист Ханты-Мансийского технолого-педагогического колледжа Галина Лебедева и эксперт Регионального модельного центра дополнительного образования детей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Лариса Ткачева.

О конкурсных работах, основных ошибках, идеальном портрете педагога допобразования и не только рассказала эксперт со стажем работы в этой сфере более 40 лет Лариса Ткачева. Говоря о современном российском допобразовании, Лариса Николаевна делает акцент на командной и лидерской работе с детским сообществом: «Задача педагога допобразования – научить детей поддерживать друг друга, договариваться, принимать решения, выходить на цели. Объяснить, где надо вставать в лидерские позиции, а где подчиниться. И наилучшим образом это отрабатывается в системе детских сообществ. Все конкурсные работы выполнены на высоком профессиональном уровне. Эти люди любят то, что делают, и очень серьезно погружены в содержание образовательного процесса».

При оценке работ эксперт-методист отмечает, что многие программы написаны для детей от 7 до 17 лет. В этом аспекте, по словам Ларисы Ткачевой, важна дифференциация, которую многие педагоги, к сожалению, не делают: «Там, где педагог берет локально возрастную группу, как правило, программы точнее, с понятным результатом и возможностями ребят. Там, где программа дана в более широком возрастном диапазоне, она всегда будет очень приблизительна! Это первое, на что я обращаю внимание при оценке работ. Второе – проясняет ли в программе педагог интересы, желание и цели ребенка. Как педагог, обеспечивая программу, удерживает развитие субъектности самого ребенка, который становится участником программы. Ребенок сам выходит на свою образовательную задачу или следует действиям педагога? Пока таких программ, которые учитывают субъектность ребенка, мало».

По словам Ларисы Николаевны, претендовать на победу будут те работы, программы которых отличаются принципиальной новизной. И в пример привела педагогов кванториумов Нефтеюганска и Радужного. К примеру, актуальная тема разработана в проекте «Основы хайтек-технологий в условиях нового технологического уклада». Педагог дополнительного образования Регионального молодежного центра (г. Радужный) Владимир Панченко делает акцент на интеграции результатов допобразования в общее образование. Для эффективного решения этой непростой задачи, Владимир Анатольевич должен так прописать свою программу, чтобы в ней были четко выделены все предметные и метапредметные результаты.

Не менее интересна практика – «Кукольная мастерская». Свою инновационную наработку в финале будет защищать педагог дополнительного образования центра дополнительного образования «Перспектива» (г. Ханты-Мансийск) Ольга Киц. Ольга Александровна занимается изготовлением кукол. И в программе она составляет такой комплекс развития ребенка, когда они изготавливают кукол, понимают историю их создания, а затем ставят кукольный спектакль: «Каждый ребенок может реализоваться в этом коллективе, таким образом сформирован настоящий творческий цех! Это богатая идея, ребята сами ставят, ведут видеозапись спектаклей, примеряя на себе актерскую роль и даже управленческую деятельность».

– Лариса Николаевна, что дает Вам участие в этом конкурсе?

– Представление о типовой системе допобразования Югры. Прошлогоднее содержание работ в основном было связано с организацией летнего отдыха детей. 2020-2021 годы сильно скорректировали действия педагогов. Для меня было большим удивлением, как сложнейшие процессы коммуникации педагоги выводили в онлайн и не отпускали эту задачу и всячески старались ее выполнить. Я думаю, что это уникальность большая, такого количества онлайн-программ не встречала. Специфика Югры заключается в большой территориальной распределенности детей. И там, где педагоги допобразования выходят на идеи дополнительных онлайн-программ или с включением онлайн-элементов, они актуальны. Не так много регионов, где онлайн-технологии отработаны в совершенстве.

– Каким Вы видите будущее допобразования в России?

– Индивидуализированнным, потому что все-таки все его практики показывают, что допобразование в большей мере влияет на профориентационные задачи ребенка и на его личностное становление. Школа как институт более жестко задана, ЕГЭ регламентирует любые действия педагога и ребенка. А допобразование в этом смысле больше может помочь ребенку найти себя. По сравнению с другими регионами, Югра одна из первых вышла на преобразование системы допобразования. Это был пилотный вариант, когда вводили сертификаты дополнительного образования как способ оплаты кружков и секций для детей от 5 до 17 лет включительно. Что открыло большие возможности детям. Автономный округ первый перешел на задачу трасфера допобразования в общее образование. Весь частный сектор, который зашел в образование, делает программы более лаконичными и под реальный результат.

– Каков, на Ваш взгляд, идеальный портрет педагога допобразования?

– Это точно неугомонный и коммуникабельный человек, который все время настроен на познание. Быстро адаптируется к новым реалиям. Он способен удержать интерес другого человека. Умеет услышать и увидеть, что надо другому и создать широту возможностей.

– Чем нужно руководствоваться при выборе кружков допобразования?

– Затруднение заключается в следующем: родитель, обеспокоенный образовательными достижениями ребенка в школе, ищет такие вспомогательные курсы допобразования, которые усилят ребенка в школе. Зачем? Надо различать, что дает удовлетворение образовательной самостоятельности ребенка. Личный интерес самого ребенка, а не желание родителя должен играть решающую роль!

– Какие советы Вы бы дали конкурсантам для достижения победного результата?

– Первое – нужно хорошо понимать границы своего проекта. Второе – быть убедительным, не в формализованных словах: социализация, демократизация, ФГОСы и т.д. Не в формализованной части суть, а в том, что педагог хорошо видит конечный результат. Результат не должен заключаться в грамотах и первых местах – это признание! Когда педагог видит результаты деятельности, например, постановка спектакля – это не результат, а лишь завершенный процесс! Результат – определить, как постановка повлияла на воспитание детей, какие преобразования с ними произошли. Если этого нет, то любая программа становится формализованным описанием процесса. Третье – когда понимаешь уникальность своей программы, понимаешь и в чем уникальность ребенка. Если этого осознания нет, то и результата не будет. Помните, что вы не с методикой, а с конкретными людьми работаете! Покажите, что происходит с ребенком и их родителями, а также с педагогическим коллективом. Вы работаете в системе, если рядом с тобой не срабатывает другой педагог или родитель, добиться эффективности не получится. Сегодняшнее допобразование направлено на создание открытой и творческой среды. Мы живем и развиваемся в обществе, конечно, человек может быть гением и в то же время быть несчастным и непринятым им. А допобразование как раз и создает богатую среду и помогает ребенку самореализоваться.

О конкурсе:

Региональный конкурс «Педагогический потенциал Югры» направлен на выявление и распространение лучших практик дополнительного образования в педагогическом сообществе, повышение профессиональной значимости и общественного признания деятельности педагогических работников, а также стимулирование их профессионального роста. В нем принимают участие руководители и заместители руководителей образовательных организаций, учителя-предметники, педагоги-организаторы, воспитатели, методисты, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования. Конкурс проводится по следующим номинациям: «Подготовка технологических лидеров (практики технологических кружков)»; «Практики работы с одаренными детьми в сфере дополнительного образования»; «Практики методического сопровождения в сфере дополнительного образования детей»; «Практики организации онлайн-лагерей»; «Практики организации технологических кружков»; «Практики применения современных методов и форматов обучения, направленных на развитие метапредметных навыков, навыков проектной, учебно-исследовательской деятельности, взаимное обучение»; «Практики применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в дополнительном образовании»; «Практики работы с детьми с особыми образовательными потребностями»; «Практики работы с одаренными детьми в сфере дополнительного образования».

Беседовала: Дарья Вейраух

Источник: Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Подписывайся на наш Telegram-канал!

УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ И ИНФОРМАЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Предложитьновость

  • Файл
Пресс-службе сургу Файл прикреплен!
Отправить
Главный корпус

628403, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, пр. Ленина, 1

Приемная:

(3462) 76-29-00

Комендант/инженер по эксплуатации здания:

(3462) 76-29-77

Первый корпус (блоки А, Б, Г)

628408, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Энергетиков, 22

Комендант/инженер по эксплуатации здания:

(3462) 76-29-77

Корпус УНИКИТ (блок В)

628408, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Энергетиков, 22

Комендант/инженер по эксплуатации здания:

(3462) 76-29-61

Гуманитарный корпус

628408, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Энергетиков, 8

Комендант/инженер по эксплуатации здания:

(3462) 76-31-43

СК "Дружба"

628403, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. 50 лет ВЛКСМ, 9А

Комендант/инженер по эксплуатации здания:

(3462) 76-31-17

Общежитие № 1

628403, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Рабочая, 31/2

Комендант/инженер по эксплуатации здания:

(3462) 76-29-51

Общежитие для студентов и профессорско-преподавательского состава

628406, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. 30 лет Победы, д. 60/1

Комендант/инженер по эксплуатации здания:

(3462) 21-05-91

Новости из этой же категории