26
апреля
2018
год
Детектив прошлого: жизнь после исторического
Любить прошлое, жить им, — на это способны только увлеченные исследователи, те, кто готов посвятить всего себя поиску истины, собирательству фактов, осмыслению и созданию единого, целого знания. Настоящие «детективы прошлого» — историки!
«Буду историком!», — сказано – сделано. Именно так начался научный путь выпускника Исторического факультета СурГУ Игоря Стася. Сегодня молодой и перспективный ученый кандидат исторических наук, к тому же преподает на кафедре всеобщей истории и археологии Сургутского госуниверситета. Именно о нем пойдет речь в статье.
ТРУДОГОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРЕС
Все началось с раннего детства. Взахлеб зачитываясь книжками и энциклопедиями по истории, будущий ученый рос и креп, старательно учился, опережал сверстников. «Благодаря победе в районной олимпиаде в 2006 году я мог без ЕГЭ поступить на любой гуманитарный факультет в СурГУ. Для меня выбор был очевиден — история. Другие даже не рассматривал», — уточняет исследователь — «даже будучи студентом я задумывался о том, что хочу учиться и дальше, хочу попробовать работать в университете. Попробовал — получилось».
Игорь Николаевич признался, что иногда обучение было довольно трудным. В кризисные моменты поддерживающей силой выступали преподаватели, а ныне наставники и коллеги ученого — Марина Авимская, Виктор Бобейко, Анатолий Делицой, Галина Колева, Денис Кирилюк. Исследователь отмечает: «На научном пути для меня больше всего значили люди. Ни институты, ни события, ни мероприятия — нет, именно люди! Те, с кем я общался, работал, которые наполняли меня энергией и помогали двигаться вперед, в хорошем смысле слова «заставляли» заниматься тем, что я сам люблю».
В жизни молодого исследователя колоссальную роль играет научный руководитель, во многом именно от него зависит продолжит ли студент заниматься наукой. Игорь Стась поделился особенно сильным воспоминанием: «Виктор Бобейко, тогда мой научный руководитель, прочитав часть доклада, который я готовил на конференцию, сказал мне: «Вы, Игорь, бриллиант, только пока не ограненный». Я это запомнил. Почувствовал, все, что я делаю — не зря!». Никогда не знаешь, как сильно может измениться жизнь от фразы, брошенной невзначай, случайной встречи или предложения, не представляющего интереса на первый взгляд.
Сфера научных интересов для молодого ученого — вопрос к решению, которого подходят с особым трепетом. Как же выбрать, чему посвятить десятилетия своей жизни? Для Игоря Николаевича это было особенно сложным. Увлечение кино и литературой вполне закономерно могли бы привести к тому, что ученый был бы кандидатом иных наук, но история снова взяла верх. Предложение поступило от профессора из Тюмени — Галины Колевой — и заключалось в изучении урбанистических процессов нашего региона.
«Я подумал и согласился. Так и стал заниматься исторической урбанистикой. Я влюбился в эту тему, не сразу конечно, спустя время. К тому же, чего таить, свою роль сыграло то, что тема сейчас актуальна. Мы постоянно обсуждаем как развивать наши города, и экскурс в историю в этом отношении очень важен. Я уже семь лет полноценно занимаюсь исторической урбанистикой, и ещё столько же, а может и больше планирую заниматься» — добавил исследователь.
Что позволяет ученому не терять интереса к предмету исследований? Ответ прост — любовь. Коллеги характеризуют Игоря Николаевича как человека увлеченного и любознательного, который любит науку и регулярно проводит исследования. Сам ученый говорит просто: «Мой интерес к науке — трудоголический. Я открыт к общению и готов бесконечно говорить о науке, об исторической урбанистике».
ГОВОРИТЬ И ПОКАЗЫВАТЬ
Может сложиться ощущение, что наука «дело избранных». И действительно, по статистике из двадцати студентов обычно не более двух посвящают себя науке после окончания вуза. По мнению Игоря Николаевича, большинство людей просто не способно сегодня заниматься наукой, ведь она требует полной отдачи — усердия, усидчивости, долгой кропотливой работы. Но и в этом есть своя прелесть, о чем и говорит ученый: «Чтобы достичь цели, историк обрабатывает массу документов, перелопачивает архивные фонды. И давайте честно — это монотонный труд. Если ты не познал наслаждения от находки в архиве того, что давно искал — ты не познал исторической науки».
Привлекательность профессиональной научной деятельности для молодых пытливых умов, ученый ставит под большое сомнение и видит в этом комплекс причин, которые можно решить просто, изменив подход. «Сегодня студентам нужно шоу, игры, презентации. Они готовы воспринимать сложный материал, просто его нужно правильно подать. Нужна пропаганда научных исследований, нужен PR и всесторонняя популяризация. Все это сформировано местечково в университетах, но, к сожалению, не на государственном уровне». Проблема в головах. Игорь Стась подтверждает, что ряд стереотипов относительно образа ученого и самой научной деятельности у некоторых слоев населения присутствует. Кто-то может считать ученого человеком в роговых очках, засаленном халате, обросшим пылью, но ученый сегодня — это тот, кто транслирует идеи, смыслы, является генератором всего нового в стране, в науке.
«Студентам в этом плане повезло больше», — считает Игорь Николаевич, — «особенно тем, кто пытается заниматься наукой, выезжает на конференции за пределы вуза. Ведь именно там, где собирается цвет студенческой науки замечаешь насколько интеллигентны и эстетически красивы молодые ученые». Коммуникабельность, открытость, эрудиция, чувство юмора — характеристики, которые необходимо развивать в себе, помимо профессиональных компетенций, будучи студентом. Тогда путь молодого ученого будет пройти проще, считает исследователь. Чем чаще абитуриенты и студенты будут видеть живые примеры — молодых ученых, аспирантов, кандидатов наук за их деятельностью или на публичных лекциях тем меньше сомнений у них будет при выборе дальнейшего пути.
«Относительно популяризации истории могу добавить. История — это вообще та наука, которая должна и может легко популяризироваться абсолютно разными способами, будь то публичные лекции, шоу-программы, публицистика, научные журналы или каналы на ютубе», — отмечает Игорь Николаевич и добавляет — «яркий пример популяризации — наше Сургутское телевидение. Ученых СурГУ часто приглашают на различные программы, предлагают высказать научную точку зрения на то или иное событие в городе или стране. А для нас, историков, это вообще благодатная почва, ведь каждая сфера имеет свою историю, и высказаться о ней с точки зрения исторической ретроспективы может быть очень даже полезно».
«НАУЧНЫЕ ПРЯНИКИ»
Можно заключить: как ты относишься к науке — так и наука относится к тебе. Нередко серьезная научная деятельность вознаграждается, но чем? Что является той правильной мотивацией, тем «пряником», способным смягчить все вышеописанные трудности, поджидающие молодых ученых? Игорь Стась утверждает, что самая серьезная и большая награда — это возможность опубликоваться в рецензируемых, ведущих научных журналах страны. «Когда редколлегия утверждает отправленную тобой статью, или сама неожиданно приглашает опубликоваться — это дорогого стоит. То самое чувство, когда тебя признают — вот он «научный пряник».
Помимо публикаций немаловажны конференции и публичные лекции, особенно если тебя на них приглашают как эксперта. Сам исследователь участвует в конференциях довольно часто, а также дает открытые лекции. Как эксперт по исторической урбанистике начал учебный год с выступления в одной из риэлтерских компаний, а совсем недавно прочел лекцию в Сургутском краеведческом музее в рамках проекта «Авторский четверг».
Историческая наука — общественно значимая, поэтому главной мотивацией выступает именно признание. Материальная награда тоже важна, но она скорее бонус. Ученый рассказывает: «Материальная награда? Наука на самом деле много денег не приносит, но если выигрывать гранты, то заработок получится вполне приличный. С другой стороны, победа в грантовом конкурсе — это ведь тоже признание. Если тебе дали средства на твое научное исследование — значит оно кому-то нужно». В Сургутском госуниверситете Игорь Стась смог реализовать свой потенциал и достиг высоких результатов. Игорь Николаевич являлся руководителем 2 научных проектов, поддержанных Российским гуманитарным научным фондом: 1) «Антропология урбанизации: региональный аспект (на материалах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры)»; 2) «Становление исторической урбанистики России: теория и историография советской урбанизации». Ученый имеет более 110 научных публикаций, в том числе 18 в журналах из перечня ВАК, а в 2016 г. издал монографию «От поселков к городам и обратно: история градостроительной политики в Ханты-Мансийском округе (1960-е – начало 1990-х гг.)».
Историк выступил ответственным редактором трех сборников научных статей по итогам всероссийских конференций. В 2015 г. Игорь Николаевич стал лауреатом премии губернатора Югры в целях поощрения и поддержки талантливой молодежи в номинации «за успехи в области науки и образования». Не зря в интервью он справедливо заметил, что СурГУ — это корабль молодых ученых. «Я уверен, что у университета ещё многое впереди, в том числе и в науке. СурГУ будет развиваться и крепнуть с каждым годом». И действительно, молодые ученые СурГУ — наше будущее.